Ежегодный международный форум «ЦОД» (16+)

Под знаком Digital

25.11.2020

События 2020 г. ускорили цифровизацию всех сторон нашей жизни и деятельности. О повышении значимости цифровых технологий, развитии рынка инженерной инфраструктуры и ЦОДов – Наталия Макарочкина, старший вице-президент подразделения Secure Power компании Schneider Electric в регионе International.

– Насколько события 2020 г. ускорили внедрение и использование цифровых технологий в экономике?
 
– Все происходящее в этом году показывает, что снижение зависимости от человеческого фактора и уменьшение участия человека в ключевых этапах бизнес-процессов возможно только при условии цифровой трансформации. В качестве примера можно привести финансовый сектор, где юридически значимый электронный документооборот позволил избежать физического присутствия части сотрудников для обработки и подписания бумажных документов. В промышленном секторе наличие автоматизированных систем диспетчерского управления дало возможность удаленно контролировать состояние оборудования и технологических процессов. Также мы видим активное развитие онлайн-платформ во многих, в том числе консервативных, сегментах – по прогнозам компании Arcadier, в течение следующих пяти лет 75% B2B-закупок будет осуществляться через торговые онлайн-площадки. 
 
Главное то, что в основе всех этих систем лежат цифровые технологии. Поэтому активное внедрение подобных систем под воздействием событий 2020 г. обусловило повышение спроса как на соответствующее ИТ-оборудование, так и на обеспечивающую его работу инженерную инфраструктуру. Этот же тренд приводит к тому, что мы видим все более ярко выраженную специализацию ЦОДов по трем основным направлениям: укрупнение центральных ЦОДов, создание опорных региональных ЦОДов и активное развитие периферийных вычислений, разворачиваемых непосредственно в том месте, где создаются первичные цифровые данные, для повышения эффективности их обработки.
 
– Что значит «цифровизация» для вас? В чем суть цифровых преобразований, проходящих в компании?
 
– Перемены затронули и Schneider Electric – мы были хорошо подготовлены к изменению режима работы сотрудников благодаря уже внедренным цифровым решениям, онлайн-сервисам поддержки внутренних бизнес-процессов и средствам виртуальной коллаборации, а также, что немаловажно, развитой культуре удаленной работы и взаимодействия сотрудников. 
 
Тем не менее мы в сжатые сроки значительно нарастили мощности существующих систем, внедрили новые, более эффективные цифровые средства удаленного взаимодействия, провели обучение сотрудников работе с отдельными системами и наиболее эффективному выстраиванию процессов в новой реальности, когда привычное «физическое» взаимодействие людей как внутри компании, так и с партнерами и заказчиками может быть ограничено.
 
Примером успешной цифровой трансформации может служить и перевод в полностью цифровой формат нашего ключевого ежегодного мероприятия – Innovation Summit. Благодаря инновационному подходу мы смогли совместить преимущества «физического» мероприятия – живое общение, демостенды, виртуальные тестирования и лаборатории – с гибкостью и доступностью цифрового формата.
 
– Мы наблюдаем стремительное развитие сервисной модели во всех областях. Насколько она применима к тем решениям, которые предлагает Schneider Electric?
 
– Schneider Electric обладает развитой партнерской экосистемой, куда входят, в частности, сервис-провайдеры, в том числе в области решений для инженерной инфраструктуры. Мы предоставляем им необходимые инструменты на базе цифровой платформы EcoStruxure, которые позволяют результативно реализовать сервисную модель благодаря тому, что, с одной стороны, повышают эффективность бизнеса партнеров за счет гибкого подхода к оказанию цифровых услуг по подписке, а с другой – повышают уровень сервиса для их заказчиков с помощью централизованного мониторинга и предиктивной аналитики состояния установленного оборудования, обеспечения оперативной инвентаризации и контроля инцидентов безопасности.
 
Согласно международным исследованиям, только 27% поставщиков управляемых услуг предоставляют сервис контроля электроснабжения. И большая часть из них делают это только в режиме «вкл.» или «выкл.». Возможности, которые мы предлагаем партнерам, значительно шире, именно поэтому несколько сотен партнеров присоединились к использованию нашей платформы только за этот год.
 
– Переход на «удаленку» выявил важность современных систем автоматизации, в том числе в части эксплуатации ЦОДов. Можно ли минимизировать участие человека в этих процессах?
 
– Два ключевых направления для Schneider Electric – это продукты, а также ПО и сервисы. Их объединяет именно цифровизация, позволяющая осуществить их интеграцию в единую систему, создавая синергический эффект. Благодаря тому, что практически все наши продукты являются подключаемыми, наши заказчики могут осуществлять удаленный мониторинг всех ключевых узлов инфраструктуры – всей цепочки энергоснабжения ЦОДа, холодоснабжения и других критически важных инженерных систем и систем безопасности. Соответственно, мы позволяем оперативно определить и устранить причину нештатной ситуации в случае ее возникновения.
 
Однако сейчас мы идем еще дальше – благодаря анализу накопленных больших данных об оборудовании и произошедших событиях мы можем не только говорить о его текущем состоянии, но и делать прогноз с целью предотвращения выхода из строя отдельных компонентов. Это дает возможность перейти от реактивных действий к проактивным, а предотвращение аварий, как известно, намного менее затратно, чем их устранение.
 
– ИТ эволюционируют от распределенной модели к централизованной и снова к распределенной. В чем современные периферийные узлы принципиально отличаются от старых серверных?
 
– Действительно, мы наблюдаем очередной виток развития принципов построения ИТ – переход к децентрализованной иерархической распределенной архитектуре, но уже на новом уровне. Принципиальное отличие в том, что теперь это не отдельные независимые узлы, а элементы единой информационной системы. Соответственно влияние отказа отдельного узла более не ограничивается только этим узлом, а распространяется на всю систему и эффективность ее работы в целом.
 
Поэтому необходимы единый комплексный подход к архитектуре вычислительных узлов всех уровней, который позволит повысить эффективность обслуживания и эксплуатации, и единые требования к их отказоустойчивости или уровню резервирования. И наконец, как уже отмечалось, важна централизованная система удаленного мониторинга и контроля состояния ключевых компонентов, параметров среды и инцидентов, связанных с безопасностью.
 
– Сегодня заказчики все чаще хотят получить все им необходимое из «одного окна». Чтобы обеспечить это, многие поставщики формируют широкие экосистемы. Как подобная работа ведется в Schneider Electric?
 
– Термин «экосистема» хорошо описывает подход Schneider Electric. Здесь я могу выделить два аспекта: во-первых, технологии. Мы развиваем различные технологические направления, адаптируем наше предложение, чтобы максимально удовлетворить потребности заказчиков с учетом специфики отраслей и даже отдельных компаний. Это энергоснабжение и энергоэффективность, цифровые средства автоматизации, облачные решения и инженерная платформа для информационных и технологических систем. Таким образом мы формируем единую комплексную экоструктуру подключенных устройств, объединенную общей системой мониторинга и управления, аналитикой, приложениями и сервисами.
 
Второй аспект – экосистема партнеров. Мы не ограничиваемся только работой с ИТ-интеграторами, мы активно сотрудничаем с электротехническими партнерами, сервис-провайдерами, компаниями, специализирующимися на IoT и цифровой трансформации, консалтинговыми и проектными организациями. Экспертиза наших партнеров позволяет сформировать исчерпывающее предложение для разных сегментов бизнеса: коммерческих дата-центров, промышленных, нефтегазовых предприятий, медицины и многих других отраслей.
 
– Schneider Electric известна как поставщик комплексных инженерных систем. А что с ИТ? Могут ли заказчики сегодня получить полностью готовый продукт, например микроЦОД, укомплектованный как инженерными, так и ИТ-системами? 
 
– Еще одна сторона нашей экосистемы – партнерские альянсы с ведущими производителями ИТ-оборудования, такими как Dell, HPE, Cisco. Мы высоко ценим наши отношения с партнерами, их экспертизу и не стремимся конкурировать с ними. Однако, если заказчику требуется интегрированное комплексное решение от вендора, охватывающее инженерные и ИТ-системы, мы можем предоставить ему инфраструктуру с предустановленным оборудованием наших альянс-партнеров. У нас уже есть реализованные в России проекты, когда заказчик получил законченное plug-and-play решение для периферийных вычислений, включающее в себя в том числе активное оборудование. Более того, у нас есть специальный инструмент Local Edge Configurator, который мы специально разработали для такого рода проектов и задач. На данный момент к этому инструменту имеют доступ наши партнеры, которые могут собрать полноценное решение и проверить все компоненты на совместимость.
 
– Schneider Electric уделяет большое внимание энергоэффективным технологиям. Но соответствующие решения часто дороги. А в нынешних условиях заказчики стремятся минимизировать CAPEX. Скажется ли это на развитии энергоэффективных систем?
 
– Повышение энергоэффективности предприятия и уменьшение счета за электроэнергию не всегда требует CAPEX, возможно обойтись и операционными расходами. Например, мы можем предложить с помощью оптимизации бизнес-процессов, настройки и взаимно согласованной работы отдельных инженерных систем повысить их производительность и эффективность, не устанавливая дополнительного оборудования. С другой стороны, вложения в энергоэффективные технологии положительно влияют на имидж и репутацию организации. Также некоторые страны поощряют импорт товаров, произведенных с соблюдением экологических норм, поэтому внедренные энергоэффективные технологии могут помочь компании открыть новые рынки сбыта. 
 
Мы ожидаем, что энергоэффективные, более экологичные технологии будут развиваться и становиться все более популярными и, как следствие, доступными. Schneider Electric не только является надежным партнером для заказчиков в области цифровой трансформации, устойчивого развития и эффективности. Мы сами активно внедряем подобные технологии на своих предприятиях и стремимся соответствовать высоким стандартам экологичности.